Статьи по семиотике культуры и искусства

Статьи по семиотике культуры и искусства

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Асемантический и асинтаксический тип Успенскому от 19 марта г. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Тема: Культурная вариативность регуляторов социального поведения

Смотреть полностью Культура стыда и чести Культуролог Н. Особенно большой вклад в этот цивилизационный процесс внесло придворное общество: Стремления и усилия отдельных людей могут совпадать или быть разнонаправленными, однако историческим фактом является то, что в результате сложения в общем целенаправленных и рациональных действий отдельных людей возникает такой порядок, которого никто не предусматривал и не планировал.

Именно с их помощью (ну, и страха, конечно) удается так удачно кажется, это как раз называлось"культура вины" и"культура стыда". Еще про это.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически че-ловеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р.

В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

Книга Рут Бенедикт «Хризантема и меч»

Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины. А почему японец не будет шарить по курткам своих узкоглазых коллег?

Вернемся к Аристотелю: стыд – страх дурной славы. . Крах античной культуры был связан именно с невозможностью разумного.

Символика названия прочитывается довольно легко: Итак, книга построена на оппозиции развитой эстетической способности и воинского искусства, сочетающемуся с исключительной способностью к самоотвержению, да и с изрядной долей жестокости. Вспоминалась бы романтическая, хотя и несколько мрачноватая слава боевых искусств. Так работает ассоциативная память. Однако из всего эстетизма в книге только и есть, что упоминание о традиции любования цветением сакуры и поднятом на небывалый уровень разведении хризантем, да непродолжительное обсуждение дзэнских принципов искусства меча.

Почему наши ожидания настолько не совпадают с текстом? Такова ситуация, в которой на сцену выходит культурная антропология, полагающая, что именно ее методы и способ видения проблемы наиболее адекватны к подобных случаях. Итак, это вовсе не академическое исследование. Если соотносить с известными нам формами исследовательской деятельности, то это отчет по гранту. Прежде всего нужно было решить конкретную вполне практическую и чрезвычайно насущную задачу.

Возможно, этим объясняется, что в книге нет многого из того, что мы ожидаем от исследований о культуре народа: Но для обоснования подобной позиции необходимо сказать несколько слов о становлении культурной антропологии как научной дисциплины и о тех событиях, которые предшествовали появлению книги Рут Бенедикт.

Культура стыда и чести

Культурная вариативность регуляторов социального поведения Стефаненко Т. Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна.

Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю. Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А.

культура стыда Страх того, что его ложь раскроется, был невыносим. Японская культура также подчеркивает превосходство группы над личностью .

От культуры стыда к культуре вины Страшно впасть в руки Бога живого! В данной же главе речь будет идти о том, какие формы приняли эти идеи Гомера в эпоху архаики. Поскольку то, о чем мне придется говорить, должно быть понятно и неспециалисту, необходимо в первую очередь сделать более-менее отчетливыми различия между религиозными идеалами архаического века и позицией Гомера.

Сознаю, что эти термины еще сами нуждаются в объяснении, что они, вероятно, 49 внове для большинства классических ученых и что они создают возможность недопониманий. То, что я подразумеваю под ними, уяснится, надеюсь, в ходе дальнейшего изложения. Но хотелось бы сразу прояснить две вещи. Во-первых, я использую эти термины только как описания, не имея в виду никакой особенной теории смены культурных типов.

Соционический форум .

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт"Хризантема и меч. В главе"Нравственная дилемма" Р.

Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято.

Сергей Кара-Мурза. это «культура стыда». Страх позора так силен, что в Японии часты самоубийства молодых людей из-за неудач на вступительных .

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

- открытая библиотека учебной информации

Особенно большой вклад в этот цивилизационный процесс внесло придворное общество: Стремления и усилия отдельных людей могут совпадать или быть разнонаправленными, однако история показывает, что в результате сложения в общем-то целенаправленных и рациональных действий отдельных людей возникает такой порядок, которого никто не предусматривал и не планировал. Если попытаться дать простой образ, характеризующий процесс цивилизации, можно сравнить поведение человека на пустынной дороге с поведением на улице большого города.

Анализ регулятивов стыда, страха, вины предприняли Ю.М. Лотман, Противоположность культуры стыда и культуры вины стала.

Вы, конечно же, слышали про Культуру Стыда и Культуру Вины. Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины. А почему японец не будет шарить по курткам своих узкоглазых коллег? Потому что его могут за этим делом застукать, и ему станет очень стыдно.

Потому что для представителя Культуры Стыда главное — это мнение окружающих. Вот у нас в России — какая культура? Культура Вины или Культура Стыда? Что главное для нашего человека — хорошо выглядеть в собственных глазах или хорошо выглядеть в глазах окружающих? Единого мнения на этот счёт, насколько мне известно, нет.

Т. Д. Марцинковская Стефаненко Татьяна Гавриловна

Страх стыда это страх, что нас будут стыдить снова - наш начальник, супруг, члены семьи, друзья или родители Он способен в гораздо большей степени контролировать нашу жизнь, чем стыд сам по себе. Переживание стыда это двойной удар: Что до стыда это Вам в Кремль, можете их пожурить.

Культура страха: зачем государство и СМИ манипулируют нашими .. Почему мы не обязаны испытывать стыд и как с ним бороться.

Если в страхе всегда есть нечто животное, родовое, и поэтому страх телесного наказания культивируется в патерналистских обществах, основанных на личностных отношениях, то чувство стыда уже связано с некоторыми формальными отношениями. Из-за страха потерять уважение в глазах окружающих человек весьма озабочен своим внешним видом, манерами, речью, поведением и т. Страх и разумность вовсе не исключают друг друга. Отсутствие страха не случайно характеризуется как безрассудство. Поэтому можно даже предположить, что страх является не чем иным, как формой рационализации чувственности, способной приостановить аффективное поведение.

Неудивительно, что страх культивируется не только на индивидуальном, но и на общественном уровне. Сегодня именно благодаря разумности возникает страх войны, экологической катастрофы, эпидемических заболеваний и т. Взаимосвязанность страха и разума была выявлена экзистенциальной философией, представители которой парадоксальным образом использовали страх перед ничто для доступа к подлинному бытию.

Доказывая существование ничто ссылкой на ужас, охватывающий человека перед бездной, Хай-деггер, по сути дела, воспроизвел религиозный опыт страха перед леденящим душу взором бога-судьи.

Массовая культура как инструмент управления обществом

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно реальна! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!